Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 08:08

...Уча других,учись сам

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 105
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Внеурочная деятельность

Главная » 2016 » Февраль » 17 » Внеурочка? Внеурочка! Часть 2
10:59
Внеурочка? Внеурочка! Часть 2

Первые шаги в науку. Интеллектуальные  витаминки

ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Курс «Интеллектуальные витаминки»

ОБЛЕГЧЁННЫЙ КУРС

В помощь учителю при работе с пособием «Интеллектуальные витаминки» предлагается курс, направленный на формирование познавательных и коммуникативных УУД. В облегчённом варианте курса (Приложение 1) работа построена исключительно на использовании пособия «Интеллектуальные витаминки».

ПОЛНЫЙ КУРС

Полный курс включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:

·        Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности);

·        БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);

·        Конкурс творческих команд (формирование познавательных и коммуникативных УУД с помощью интересных разносторонних заданий и работы в команде).

Общие рекомендации по работе с «Витаминками»

СИСТЕМНОСТЬ. Употребляйте по одной «витаминке» раз в неделю в течение всего учебного года.

ГРУППОВАЯ РАБОТА. Поощряйте командную игру. Если некоторые задания трудноваты для индивидуального решения, объедините детей в группы. В конце концов, одна из Ваших задач – формирование коммуникативных УУД.

Структура занятия

ЭПИГРАФ

В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:

1. Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их.

2. В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом.

3. В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно.

4. Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока.

5. Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц.

РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ

Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. Познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы. Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов – это повод для беспокойства.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.

Виды «витаминок»

ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия. Основная цель – формирование познавательных УУД. Применяйте обычные «витаминки» в качестве интеллектуальных разминок на Ваших уроках, выдавайте в виде домашнего задания, используйте на классных часах. Иными словами, работайте с пособием так, как Вам удобно. Допустимо выполнять в классе не все задания – одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.

СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Отведите на работу с «супервитаминкой» целый урок в форме интеллектуальной игры. Сценарий мероприятия Вы можете найти в приложениях.

КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. С данными «витаминками» дети должны заниматься индивидуально в режиме контрольной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Подсчитайте процент выполнения каждого задания и сделайте вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.

Примерное планирование занятий облегчённого курса для 1 класса

Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.

Предлагается 5 типовых структур проведения занятий в 1 классе: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинг, Особое занятие.

1

ВЗ

A

1я неделя октября

2

О

B

2я неделя октября

3

О

C

3я неделя октября

4

О

D

4я неделя октября

5

О

E

1я неделя ноября

6

О

F

2я неделя ноября

7

О

G

3я неделя ноября

8

М

H

4я неделя ноября

9

СР

I

1я неделя декабря

10

ОЗ

Супервитамин 1

2я неделя декабря

11

СР

J

3я неделя декабря

12

МЗ

Витамин K1

4я неделя декабря

13

О

L

3я неделя января

14

О

M

4я неделя января

15

СР

K

1я неделя февраля

16

СР

N

2я неделя февраля

17

СР

P

3я неделя февраля

18

СР

Q

4я неделя февраля

19

СР

R

1я неделя марта

20

ОЗ

Супервитамин 2

2я неделя марта

21

СР

S

3я неделя марта

22

СР

T

4я неделя марта

23

СР

U

1я неделя апреля

24

АР

V

2я неделя апреля

25

АР

W

3я неделя апреля

26

АР

X

4я неделя апреля

27

СР

Y

1я неделя мая

28

СР

Z

2я неделя мая

29

МЗ

Витамин K2

3я неделя мая

30

ОЗ

Супервитамин 3

4я неделя мая

1. (ВЗ) Вводное занятие

Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».

План занятия:

·        Обсуждение вопроса: что такое интеллект?

·        Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.

·        Выполнение заданий.

Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.

·        Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

·     Индивидуально с проверкой.

·     Все задания выполняются в классе.

2. (О) Обучение

Цель – активное введение в работу с «витаминками».

План занятия:

·     Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

·     Работа с эпиграфом.

·     Интеллектуальная разминка.

·     Выполнение заданий.

Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.

·     Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

·     Индивидуально с проверкой.

·     Фронтальная работа с параллельной проверкой.

·     Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

3. (СР) Самостоятельная работа

Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.

План занятия:

·     Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

·     Работа с эпиграфом.

·     Интеллектуальная разминка.

·     Выполнение заданий.

Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.

·     Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

·     Индивидуально с проверкой.

·     Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.

·     Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

4. (ОЗ) Особые занятия

Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.

Особые занятия проводятся по «супервитаминкам». Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий. 

Варианты проведения особых занятий:

·     Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.

·     Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).

5. (МЗ) Мониторинговые занятия

Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.

План занятия:

·     Работа с эпиграфом

·     Выполнение заданий.

Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок».

·     Оценка

Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников». 

Просмотров: 1061 | Добавил: Галина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz