Первые шаги в науку. Интеллектуальные витаминки
ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Курс «Интеллектуальные витаминки»
ОБЛЕГЧЁННЫЙ КУРС
В помощь учителю при работе с пособием «Интеллектуальные витаминки» предлагается курс, направленный на формирование познавательных и коммуникативных УУД. В облегчённом варианте курса (Приложение 1) работа построена исключительно на использовании пособия «Интеллектуальные витаминки».
ПОЛНЫЙ КУРС
Полный курс включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:
· Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
· БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);
· Конкурс творческих команд (формирование познавательных и коммуникативных УУД с помощью интересных разносторонних заданий и работы в команде).
Общие рекомендации по работе с «Витаминками»
СИСТЕМНОСТЬ. Употребляйте по одной «витаминке» раз в неделю в течение всего учебного года.
ГРУППОВАЯ РАБОТА. Поощряйте командную игру. Если некоторые задания трудноваты для индивидуального решения, объедините детей в группы. В конце концов, одна из Ваших задач – формирование коммуникативных УУД.
Структура занятия
ЭПИГРАФ
В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:
1. Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их.
2. В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом.
3. В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно.
4. Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока.
5. Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. Познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы. Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов – это повод для беспокойства.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.
Виды «витаминок»
ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия. Основная цель – формирование познавательных УУД. Применяйте обычные «витаминки» в качестве интеллектуальных разминок на Ваших уроках, выдавайте в виде домашнего задания, используйте на классных часах. Иными словами, работайте с пособием так, как Вам удобно. Допустимо выполнять в классе не все задания – одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.
СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Отведите на работу с «супервитаминкой» целый урок в форме интеллектуальной игры. Сценарий мероприятия Вы можете найти в приложениях.
КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. С данными «витаминками» дети должны заниматься индивидуально в режиме контрольной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Подсчитайте процент выполнения каждого задания и сделайте вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.
Примерное планирование занятий облегчённого курса для 1 класса
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.
Предлагается 5 типовых структур проведения занятий в 1 классе: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинг, Особое занятие.
|
1
|
ВЗ
|
A
|
1я неделя октября
|
2
|
О
|
B
|
2я неделя октября
|
3
|
О
|
C
|
3я неделя октября
|
4
|
О
|
D
|
4я неделя октября
|
5
|
О
|
E
|
1я неделя ноября
|
6
|
О
|
F
|
2я неделя ноября
|
7
|
О
|
G
|
3я неделя ноября
|
8
|
М
|
H
|
4я неделя ноября
|
9
|
СР
|
I
|
1я неделя декабря
|
10
|
ОЗ
|
Супервитамин 1
|
2я неделя декабря
|
11
|
СР
|
J
|
3я неделя декабря
|
12
|
МЗ
|
Витамин K1
|
4я неделя декабря
|
13
|
О
|
L
|
3я неделя января
|
14
|
О
|
M
|
4я неделя января
|
15
|
СР
|
K
|
1я неделя февраля
|
16
|
СР
|
N
|
2я неделя февраля
|
17
|
СР
|
P
|
3я неделя февраля
|
18
|
СР
|
Q
|
4я неделя февраля
|
19
|
СР
|
R
|
1я неделя марта
|
20
|
ОЗ
|
Супервитамин 2
|
2я неделя марта
|
21
|
СР
|
S
|
3я неделя марта
|
22
|
СР
|
T
|
4я неделя марта
|
23
|
СР
|
U
|
1я неделя апреля
|
24
|
АР
|
V
|
2я неделя апреля
|
25
|
АР
|
W
|
3я неделя апреля
|
26
|
АР
|
X
|
4я неделя апреля
|
27
|
СР
|
Y
|
1я неделя мая
|
28
|
СР
|
Z
|
2я неделя мая
|
29
|
МЗ
|
Витамин K2
|
3я неделя мая
|
30
|
ОЗ
|
Супервитамин 3
|
4я неделя мая
|
|
1. (ВЗ) Вводное занятие
Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».
План занятия:
· Обсуждение вопроса: что такое интеллект?
· Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.
· Выполнение заданий.
Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.
· Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
· Индивидуально с проверкой.
· Все задания выполняются в классе.
2. (О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «витаминками».
План занятия:
· Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
· Работа с эпиграфом.
· Интеллектуальная разминка.
|
· Выполнение заданий.
Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
· Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
· Индивидуально с проверкой.
· Фронтальная работа с параллельной проверкой.
· Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
3. (СР) Самостоятельная работа
Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.
План занятия:
· Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
· Работа с эпиграфом.
· Интеллектуальная разминка.
· Выполнение заданий.
Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.
· Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
· Индивидуально с проверкой.
· Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
· Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
4. (ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.
Особые занятия проводятся по «супервитаминкам». Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий.
Варианты проведения особых занятий:
· Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
· Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).
5. (МЗ) Мониторинговые занятия
Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.
План занятия:
· Работа с эпиграфом
· Выполнение заданий.
Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок».
· Оценка
Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников».
|