Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 04:58

...Уча других,учись сам

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 105
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Внеурочная деятельность

Главная » 2015 » Январь » 14 » Внеурочка? Внеурочка! Часть 1
22:55
Внеурочка? Внеурочка! Часть 1

 

 

Первые шаги в науку. Интеллектуальные  витаминки

Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В.

Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Познавательные универсальные учебные действия (УУД)
  • Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)
  • Цель курса
  • Задачи
  • Реализация курса

ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Общие рекомендации по работе с «Витаминками»

  • Системность
  • Групповая работа

Структура занятия

  • Эпиграф
  • Работа с заданиями
  • Рефлексия

Виды «витаминок»

  • Обычные
  • Супервитаминки
  • Контрольные

 Курс «Интеллектуальные витаминки»

  • Облегчённый курс
  • Полный курс

ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Познавательные универсальные учебные действия (УУД)

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

·        поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

·        использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;

·        построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·        ориентирование на разнообразие способов решения задач;

·        основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;

·        осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·        осуществление синтеза как составления целого из частей;

·        сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;

·        установление причинно-следственных связей;

·        построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·        обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·        осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·        установление аналогии;

·        владение общим приемом решения задач.

·        осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;

·        создание и преобразование модели и схемы для решения задач;

·        осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·        осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·        осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·        сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;

·        построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)

В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся.

·        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        формулировать собственное мнение и позицию;

·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·        строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

·        задавать вопросы;

·        контролировать действия партнера;

·        использовать речь для регуляции своего действия;

·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

·        учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

·        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·        аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·        продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

·        с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·        адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Цель курса

Помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Задачи

·     Развивать познавательную активность учащихся как важнейший  компонент любой деятельности человека.

·     Формировать познавательные результаты, заявленные в  «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.

·     Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Реализация курса

Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

·     По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).

·     По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.

·     По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

1 класс – 35 минут.

2-4 классы – 40 минут

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая, познавательная.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:

·     Работа с числом (способность совершать счётные операции)

·     Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)

·     Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)

·     Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)

·     Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)

·     Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)

·     Системный анализ (стратегическое планирование)

·     Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)

 

Просмотров: 2092 | Добавил: Галина | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz