Первые шаги в науку. Интеллектуальные витаминки
Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В.
Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Познавательные универсальные учебные действия (УУД)
- Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)
- Цель курса
- Задачи
- Реализация курса
ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Общие рекомендации по работе с «Витаминками»
- Системность
- Групповая работа
Структура занятия
- Эпиграф
- Работа с заданиями
- Рефлексия
Виды «витаминок»
- Обычные
- Супервитаминки
- Контрольные
Курс «Интеллектуальные витаминки»
- Облегчённый курс
- Полный курс
ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Познавательные универсальные учебные действия (УУД)
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):
· поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
· использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;
· построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· ориентирование на разнообразие способов решения задач;
· основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
· осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществление синтеза как составления целого из частей;
· сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;
· установление причинно-следственных связей;
· построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
· осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
· установление аналогии;
· владение общим приемом решения задач.
· осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;
· создание и преобразование модели и схемы для решения задач;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;
· построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)
В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся.
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
· контролировать действия партнера;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
· с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Цель курса
Помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.
Задачи
· Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
· Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
· Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Реализация курса
Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
· По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
· По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
· По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
1 класс – 35 минут.
2-4 классы – 40 минут
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая, познавательная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
· Работа с числом (способность совершать счётные операции)
· Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
· Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
· Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
· Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
· Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
· Системный анализ (стратегическое планирование)
· Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)
|